Программа повышения квалификации
Технологии включения детей с РАС во внеурочную деятельность и социокультурные практики
Программа направлена на формирование компетенций о способах включения детей с аутизмом во внеурочную деятельность, а также в программы дополнительного образования и другие социокультурные практики; раскрывает технологии, способствующие социальной инклюзии детей с РАС и вовлечению их в досуговые и творческие виды деятельности, а также в спортивные активности.
В рамках программы освещается практика, разработанная и апробированная на базе ФРЦ МГППУ – «Идем в музей!»
Дата начала занятий: уточняется
Объем в часах: 40
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Стоимость обучения: 10 500 р.
Место проведения занятий: дистанционно
Записаться на обучениеВнедрение системы инклюзивного образования в Российской Федерации существенным образом увеличило численность детей с аутизмом в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования, значительно расширилось их присутствие в культурных, досуговых и спортивных институциях. Все чаще семьи с детьми с РАС посещают публичные пространства и массовые мероприятия. Все больше появляется возможностей для подлинной социальной адаптации в естественных условиях в среде сверстников.
Однако такое повсеместное «проникновение» детей с ментальными особенностями и широкий родительский запрос на создание специальных условий для включения детей в различные социокультурные и досуговые практики обнаруживает огромный дефицит компетенций у педагогов широкого профиля, которые сталкиваются с необычным для них поведением и реакциями со стороны детей с аутизмом и не всегда знают, как правильно выстроить продуктивное взаимодействие с ними и организовать педагогический процесс эффективно. Нарушения социального взаимодействия, характерные для детей с РАС, затрудняют им доступ к различным объектам общественной инфраструктуры и препятствуют накоплению у ребенка необходимого в его возрасте социокультурного опыта.
Учет особых потребностей детей с аутизмом становится важнейшей задачей для педагогов как в стенах образовательных учреждений в процессе внеурочной деятельности, когда происходит формирование социальных и коммуникативных навыков, так и во всех остальных общественных институциях, реализующих те или иные детские программы: в музеях, библиотеках, музыкальных школах и школах искусств, творческих студиях, спортивных секциях, детских лагерях и пр.
В Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС была разработана, успешно апробирована и внедрена программа социокультурной интеграции «Идем в музей!», представляющая собой структурированную модель организации выездных мероприятий и включения в них обучающихся с аутизмом. Освоение этой программы в рамках данного курса ДПО позволит существенно расширить компетенции педагогов широкого профиля в сфере интеграции детей с аутизмом в различные социокультурные практики.
Таким образом, создание инклюзивной среды для детей с РАС и другими ментальными особенностями и приобретение новых компетенций для разных специалистов, работающих с детьми, становится все более актуальной задачей для любого детского учреждения.
Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций в сфере включения детей с РАС во внеурочную деятельность и социокультурные практики.
Программа соответствует актуальным направлениям в сфере образования в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», согласно которому необходимо включение в образовательную программу образовательной организации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, соответствующих Федеральной рабочей программе воспитания (ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ).
Планируемые результаты программы, включая перечень получаемых и/или совершенствуемых профессиональных компетенций: Вы овладеете базовыми знаниями, ключевыми элементами трудовых умений и действий, необходимыми для включения детей с РАС во внеурочную деятельность и социокультурные практики.
Категория слушателей, включая требования к квалификации: основная категория слушателей – учителя начальных классов, классные руководители, тьюторы, социальные педагоги, педагоги-организаторы, воспитатели, советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагоги дополнительного образования, музейные педагоги, педагоги музыкальных школ, школ искусств и культурно-досуговых клубов, вожатые детских лагерей и другие педагоги широкого профиля, интересующиеся технологиями работы с детьми с РАС, волонтеры, участвующие в инклюзивных мероприятиях и проектах, в том числе из числа студентов, обучающихся по программам бакалавриата или специалитета. Для специалистов рекомендуется наличие высшего образования на уровне бакалавриата или специалитета.
Нормативный срок освоения программы – 40 часов. Аудиторная учебная нагрузка – 20 часов. За одну неделю (5 дней) программа полностью реализуется при объёме до 4 аудиторных часа в день.
Программа состоит из трёх разделов/модулей, каждый из которых реализуется дистанционно в форме вебинаров или очных занятий. Формы работы включают в себя лекции, семинары, практические занятия.
На теоретических и практических занятиях используются образовательные технологии, отражающие специфику программы, связанную с развитием детей с РАС через творческие виды деятельности и участие в социокультурных практиках, а именно, активные формы обучения: анализ конкретных кейсов, тематическая дискуссия, решение практических задач. Демонстрируются видеоматериалы, защищенные авторским правом, с соблюдением требований правообладателей в соответствии с законодательством РФ.
Самостоятельная работа – 20 часов (просмотр видеоматериалов, чтение литературы, выполнение практических и домашних заданий, работа над контрольными тестами в удаленном доступе и выполнение итогового аттестационного задания) осуществляется в свободном режиме, ограниченном временем освоения программы.
В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.
Преподаватели
учитель рисования, педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ)
Занимаемая должность: педагог дополнительного образования
Руководитель консультативно-диагностической службы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ), кандидат педагогических наук
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ), кандидат педагогических наук
Руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ)