Программа повышения квалификации

Психолого-педагогическая деятельность в общеобразовательной организации

Программа направлена на совершенствование компетенций по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и благополучия обучающихся, их возрастного развития и улучшения академических результатов, реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся, программ воспитания и социализации обучающихся.

Учебный план и основное содержание программы разработаны с опорой на работающие модели и лучшие практики взаимодействия психологических служб с педагогами, психолого-педагогическими консилиумами, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в вопросах выявления и преодоления трудностей в обучении, индивидуализации обучения целевых групп обучающихся (детей и подростков), нуждающихся в дополнительной помощи взрослых

Дата начала занятий: 19.01.2026

Объем в часах: 82

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения: 2 450 р.

Место проведения занятий: дистанционно

Записаться на обучение

Обучение по программе повышения квалификации направлено на развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций  в области системной работы с целевыми группами обучающихся в решении проблем, возникающих и проявляющихся в образовательном процессе, а также при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

В структуре программы подобраны методы выявления психолого-педагогических проблем обучающихся целевых групп, программы адресной психологической помощи детям целевых групп, вызывающие доверие профессионального сообщества; даны рекомендации по организации деятельности психологической службы в образовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса, что комплексно отражает специфику деятельности психологов по организации работы с различными категориями обучающихся, их родителями и педагогическими работниками. В программу включено обучение по совершенствованию компетенций педагогов-психологов по навыкам дистанционного консультирования и оказанию психологической помощи в преодолении учебных трудностей.

Программа реализуется в заочной форме, в том числе с применением электронного контента и дистанционных технологий, в формате онлайн-курса.

Квалифицированные преподаватели с опорой на лучшие практики разработки и реализации программ психологической помощи, соответствующие нормативно-правовым требованиям и принципам доказательности, предложат комплекс необходимых методов и технологий для продуктивной работы педагога-психолога как ключевой фигуры психологической службы образовательной организации общего образования.

Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогов-психологов образовательных организаций системы общего образования по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов.

Категория слушателей, включая требования к квалификации: Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, работающие штатными педагогами-психологами общеобразовательных организаций.

Форма обучения: программа проводится в заочной форме с применением электронного контента и дистанционных технологий.

В процессе обучения

Вы узнаете:

  •  нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;

  • специфику условий, обеспечивающих благоприятный образовательный процесс для различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, на уровне начального, основного и среднего общего образования;

  • основы разработки и реализации психолого-педагогических программ в общеобразовательных организациях в решении задач развития универсальных учебных действий, коррекционной работы, а также воспитания и социализации обучающихся.

  • методическое обеспечение разработки и реализации программ адресной психологической помощи в сфере общего образования;

  • современные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами;

  • основные положения доказательного подхода в обосновании программ психологической помощи;

  • цель и задачи, содержание основных направлений деятельности педагога-психолога по проектированию благоприятных условий обеспечения образовательного процесса;

  • современные требования к валидному и надежному психодиагностическому инструментарию, процедуры стандартизации и валидизации методик психолого-педагогической диагностики развития обучающихся;

  • маркеры суицидального поведения, признаки кризисного состояния обучающегося;

  • стандартные методы и технологии, позволяющие решать психодиагностические  задачи различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

  • теоретические основы психодиагностики и диагностический инструментарий, позволяющий дать оценку личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся;

  • принципы разработки и реализации программ и мероприятий по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития различных категорий обучающихся;

  • технологии предупреждения возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);

  • технологии раскрытия интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирования и развития их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности;

  • условия для развития профессиональных команд педагогов, педагогов-психологов;

  • технологии формирования психологических знаний по вопросам обучения, воспитания, развития детей, повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся;

  • факторы и механизмы развития суицидального поведения, психологические характеристики групп риска;

  • психолого-педагогические технологии в решении проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды;

  • особенности работы психолога с последствиями перенесенного ребенком насилия и жестокого обращения;

  • отечественные и зарубежные подходы к оказанию психологической помощи детям, пережившим насилие;

  • специфику психолого-педагогической помощи педагогам, работающим с обучающимися, испытывающими трудности в обучении;

  • вопросы создания отношений сотрудничества между обучающимися  и взрослыми, укрепления отношений внутри семьи, в том числе в условиях дистанционного режима обучения, а также обусловленных сложной эпидемиологической ситуацией;

  • вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогических работников при оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении;

  • специфику дистанционного психологического консультирования;

  • содержание моделей телефонного психологического консультирования, этапы телефонного консультирования;

  • теоретические принципы оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи в зависимости от типа кризисного состояния обучающегося;

  • основы дистанционной психолого-педагогической помощи семьям в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Вы будете уметь:

  • определять основные направления профессиональной деятельности и их специфику в соответствии с целями и задачами проектирования благоприятных условий обеспечения образовательного процесса;

  • разрабатывать программы и применять технологии адресной психологической помощи  разным категориям обучающихся в сфере общего образования;

  • подбирать методы и средства для создания благоприятных условий обеспечения образовательного процесса на различных уровнях образования: начальное, основное, среднее;

  • подбирать адекватный диагностический инструментарий для оценки личностных и метапредметных результатов обучения;

  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции;

  • планировать и проводить  диагностику суицидальных проявлений у подростков.

  • проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня;

  • определять права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями);

  • планировать работу по профилактике риска суицидального поведения обучающихся. Разрабатывать алгоритм оказания экстренной психологической помощи в кризисных ситуации;

  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • организовывать консультативную работу с субъектами образовательного процесса по поводу работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, определять приоритеты и планировать ход консультации;

  • планировать и проводить программы и мероприятия по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оценивать и прогнозировать их эффективность;

  • разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ОВЗ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

  • определять круг задач по оказанию психологической помощи детям целевых групп в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм;

  • осуществлять работу по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми;

  • выявлять и оказывать психолого-педагогическую помощь детям, испытавшим насилие и жестокое обращение;

  • проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности психологического сопровождения в системе общего образования;

  • оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в развитии обучающихся, создании отношений сотрудничества;

  • оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся в преодолении трудностей обучения;

  • осуществлять работу с различными категориями абонентов  на основе психологических моделей и этапов телефонного консультирования;

  • оказывать психологическую помощь и поддержку обучающимся, их родителям, близким, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  • организовывать дистанционную  психолого-педагогическую поддержку педагогов;

  • осуществлять психолого-педагогическую поддержку семьям по различным проблемам в процессе дистанционного консультирования.

Форма и методы обучения. Программа проводится в заочной форме с применением электронного контента и дистанционных технологий.

Виды занятий включают: изучение текста рекомендаций по функционированию психологических служб образовательных организаций, презентаций к тексту, видео-лекций, видео-кейсов с разбором практических заданий, самостоятельную работу слушателей по изучению литературных источников и подготовке контрольных практических заданий.

Организация обучения: программа имеет объем учебного материала (трудоемкость) 82 часов. Срок освоения программы – 7 недель (не менее 12 часов в неделю, до 2-х часов в день). 

Слушатели в индивидуальном асинхронном режиме осваивают содержание разделов программы, включая текстовые материалы, презентации, видео-лекции, видео-кейсы, выполняют контрольные задания.

Самостоятельная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением литературными источниками и практическими заданиями.

Курс состоит из трех модулей.

Мария
Очень качественный материал! Многое взяла к себе в копилочку! Спасибо большое всем преподавателям!
Анастасия
Благодарю составителей и организаторов данного курса. Информация представленная на лекциях полезна, а система аттестации достаточно проста. Спасибо за возможность дистанционного обучения по программе!
Наталья
Прекрасная программа! Очень грамотно структурирована, много практических заданий, учебный формат на высшем уровне! Спасибо большое организаторам и великолепному преподавательскому составу!
Елена
Большое спасибо за предоставленную возможность пройти данный курс. Спасибо за доступно изложенную информацию. Большая благодарность преподавательскому составу. Очень полезно.
Надежда
Довольна пройденным обучением. Вся информация изложена очень доступно,есть возможность сохранить документы, презентации для дальнейшего использования. Спасибо!
Елена
Хочу сказать огромное спасибо всем педагогам за прекрасный и интересный курс! Очень много полезного!

Преподаватели

Банников Геннадий Сергеевич
Банников Геннадий Сергеевич

Старший научный сотрудник Московского Научно-исследовательского института психиатрии Минздравсоцразвития

Вихристюк Ольга Валентиновна
Вихристюк Ольга Валентиновна

Кандидат психологических наук, Проректор по воспитательной и социально-психологической работе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)

Зарецкий Виктор Кириллович
Зарецкий Виктор Кириллович

профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология"

Леонова Олеся Игоревна
Леонова Олеся Игоревна

Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Ослон Вероника Нисоновна
Ослон Вероника Нисоновна

Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования»

Семья Галина Владимировна
Семья Галина Владимировна

Доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета Психологии образования МГППУ

Хухлаев Олег Евгеньевич
Хухлаев Олег Евгеньевич

Кандидат психологических наук, практический психолог, психодраматист, межкультурный тренер (LTS trainiing and consulting)