Программа повышения квалификации

Психолого-педагогическая деятельность в образовательной организации среднего профессионального образования

В программе представлены модули и разделы по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, содействие профессиональному и жизненному самоопределению студентов в процессе обучения, развитие способностей и склонностей личности, создание развивающей психологически комфортной среды, реализацию программ воспитания и социализации обучающихся.

Учебный план и основное содержание программы разработаны с опорой на работающие модели и лучшие практики взаимодействия психологических служб с педагогами, психолого-педагогическими консилиумами, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в вопросах выявления и преодоления трудностей в обучении, индивидуализации обучения целевых групп обучающихся, нуждающихся в дополнительной помощи

Дата начала занятий: 08.12.2025

Объем в часах: 84

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения: 2 450 р.

Место проведения занятий: дистанционно

Записаться на обучение

Обучение по программе повышения квалификации направлено на развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций в области системной работы с целевыми группами обучающихся в решении проблем, возникающих и проявляющихся в образовательном процессе, а также при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

В структуре программы подобраны методы выявления психолого-педагогических проблем обучающихся целевых групп, программы адресной психологической помощи детям целевых групп, вызывающие доверие профессионального сообщества; даны рекомендации по организации деятельности психологической службы в образовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса, что комплексно отражает специфику деятельности психологов по организации работы с различными категориями обучающихся, их родителями и преподавательским составом. В программу включено совершенствование компетенций педагогов-психологов по навыкам дистанционного консультирования и оказанию психологической помощи в преодолении учебных трудностей.

Программа реализуется в заочной форме, в том числе с применением электронного контента и дистанционных технологий, в формате онлайн-курса.

Категория слушателей, включая требования к квалификации: лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, работающие штатными педагогами-психологами в профессиональных образовательных организациях.

Область профессиональной деятельности – «Среднее профессиональное образование».

Форма обучения: программа проводится в заочной форме с применением электронного контента и дистанционных технологий.

В процессе обучения

Вы узнаете:

  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • цель и задачи, содержание основных направлений деятельности педагога-психолога по проектированию благоприятных условий обеспечения образовательного процесса;
  • методическое обеспечение разработки и реализации программ психологической помощи в сфере среднего профессионального образования4специфику создания условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся;
  • методологические и нормативно-правовые основы обеспечения информационной безопасности обучающихся, принципы разработки и экспертизы программ и мероприятий по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития обучающихся, связанных с цифровизацией жизни общества и образовательной среды;
  • особенности разработки и реализации программ развития воспитательного компонента образовательного процесса;

  • основы формирования социокультурной среды образовательной организации среднего профессионального образования;
  • основные положения доказательного подхода в обосновании программ психологической помощи;
  • примерное положение и порядок формирования открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества;

  • теоретические основы психодиагностики обучающихся из числа детей с ОВЗ и инвалидностью, несовершеннолетних иностранных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • стандартные методы и технологии, позволяющие решать психодиагностические  задачи различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

  • маркеры суицидального поведения, признаки кризисного состояния обучающегося. Факторы и механизмы развития суицидального поведения, психологические характеристики групп риска

  • современные требования к валидному и надежному психодиагностическому инструментарию, процедуры стандартизации и валидизации методик психолого-педагогической диагностики развития обучающихся;

  • принципы разработки и экспертизы программ и мероприятий по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития различных категорий обучающихся;

  • психолого-педагогические технологии в решении проблем социально уязвимых категорий обучающихся, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды;

  • особенности работы психолога с последствиями перенесенного ребенком насилия и жестокого обращения;

  • отечественные и зарубежные подходы к оказанию психологической помощи детям, пережившим насилие;

  • специфику психолого-педагогической помощи педагогам, работающим с обучающимися, испытывающими трудности в обучении;

  • проблемы создания отношений сотрудничества между обучающимися и взрослыми, укрепления отношений внутри семьи, в том числе в условиях дистанционного режима обучения, а также обусловленных сложной эпидемиологической ситуацией;

  • вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогических работников при оказании помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении;

  • специфику дистанционного психологического консультирования;

  • основы дистанционной  психолого-педагогической помощи  семьям в условиях сложной эпидемиологической ситуации;

  • содержание  моделей телефонного психологического консультирования, этапы телефонного консультирования;

  • теоретические принципы оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи в зависимости от типа кризисного состояния обучающегося;

  • модели телефонной психологической помощи.

Вы будете уметь:

  • определять основные направления профессиональной деятельности и их специфику в соответствии с целями и задачами проектирования благоприятных условий обеспечения образовательного процесса;

  • подбирать методы и средства для создания благоприятных условий обеспечения образовательного процесса;

  • разрабатывать программы и применять технологии адресной психологической помощи обучающимся в сфере среднего профессионального образования;
  • подбирать адекватный диагностический инструментарий;
  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции;

  • планировать и проводить диагностику суицидальных проявлений у обучающихся;
  • определять права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями);
  • определять круг задач по оказанию психологической помощи обучающимся целевых групп в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм;

  • планировать работу по профилактике риска суицидального поведения обучающихся. Разрабатывать алгоритм оказания экстренной психологической помощи в кризисных ситуации;

  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • организовывать консультативную работу с субъектами образовательного процесса по поводу работы с обучающимся, в том числе из числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних иностранных граждан, определять приоритеты и планировать ход консультации;

  • планировать и проводить программы и мероприятия по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития обучающихся, в том числе из числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних иностранных граждан, оценивать и прогнозировать их эффективность;

  • разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся, в том числе из числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних иностранных граждан с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • осуществлять работу по предупреждению насилия и жестокого обращения с подростками;
  • выявлять и оказывать психолого-педагогическую помощь подросткам, пережившим насилие и жестокое обращение;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности психологического сопровождения в системе среднего профессионального образования;

  • оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся в преодолении трудностей обучения;

  • оказывать психолого-педагогическую помощь родителям  в развитии обучающихся, создании отношений сотрудничества;

  • осуществлять работу с различными категориями абонентов на основе психологических моделей и этапов телефонного консультирования;

  • осуществлять психолого-педагогическую поддержку семьям по различным проблемам в процессе дистанционного консультирования;

  • оказывать психологическую помощь и поддержку обучающимся, их родителям, близким, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  • организовывать дистанционную психолого-педагогическую поддержку педагогов

Форма и методы обучения. Программа проводится в заочной форме с применением электронного контента и дистанционных технологий.

Виды занятий включают: изучение текста рекомендаций по функционированию психологических служб образовательных организаций, презентаций к тексту, видео-лекций, видео-кейсов с разбором практических заданий, самостоятельную работу слушателей по изучению литературных источников и подготовке контрольных практических заданий.

Организация обучения: программа имеет объем учебного материала (трудоемкость) 84 часа. Срок освоения программы – 7 недель (не менее 12 часов в неделю, до 2-х часов в день). 

Слушатели в индивидуальном асинхронном режиме осваивают содержание разделов программы, включая текстовые материалы, презентации, видео-лекции, видео-кейсы, выполняют контрольные задания.

Самостоятельная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением литературными источниками и практическими заданиями.

Курс состоит из трех модулей, которые проходят все слушатели. 

Елена
Выражаю искреннюю благодарность за качественную организацию курсов. Информация доступная, актуальная. Есть и лекционный материал, и теоретический (доступна функция скачивания), после каждой темы представлен практический кейс, глоссарий, список литературы. Обучение со свободным графиком, возможно прохождение материала в удобном для себя режиме.
С удовольствием рассмотрю для себя другие программы повышения квалификации у вас.

Преподаватели

Банников Геннадий Сергеевич
Банников Геннадий Сергеевич

Старший научный сотрудник Московского Научно-исследовательского института психиатрии Минздравсоцразвития

Вихристюк Ольга Валентиновна
Вихристюк Ольга Валентиновна

Кандидат психологических наук, Проректор по воспитательной и социально-психологической работе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)

Зарецкий Виктор Кириллович
Зарецкий Виктор Кириллович

профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология"

Леонова Олеся Игоревна
Леонова Олеся Игоревна

Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Ослон Вероника Нисоновна
Ослон Вероника Нисоновна

Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования»

Радчикова Наталия Павловна
Радчикова Наталия Павловна

Ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA

Семья Галина Владимировна
Семья Галина Владимировна

Доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета Психологии образования МГППУ

Хухлаев Олег Евгеньевич
Хухлаев Олег Евгеньевич

Кандидат психологических наук, практический психолог, психодраматист, межкультурный тренер (LTS trainiing and consulting)