Программа повышения квалификации

Основы общей нейропсихологии. Нейропсихология детского возраста. Метод замещающего онтогенеза

Известный нейропсихолог Семенович Анна Владимировна предлагает освоить эффективную технологию по диагностике и коррекции отклоняющегося развития у детей – метод замещающего онтогенеза - базовую нейропсихологическую технологию анализа психологического статуса детей с различными вариантами психологического развития.

Дата начала занятий: 12.10.2021

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения за программу: 25 000 р.

Место проведения занятий: г. Москва, Шелепихинская наб., 2А

Записаться на обучение

Преподаватель

Семенович Анна Владимировна
Семенович Анна Владимировна

кандидат психологических наук

Программа предназначена для психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, специалистов ЛФК и врачей, работающих в проблемном поле психологического онтогенеза человека в массовых и специализированных детских учреждениях. Необходима она также специалистам и методистам, разрабатывающим образовательные программы в рамках инклюзивного образования. Программа рассчитана на широкий круг специалистов и представляет собой вариант модели междисциплинарного подхода, в основе которого лежит идея единства психического и психосоматического развития ребенка, базирующегося на универсальных законах формирования мозговой организации его психической деятельности. Эти закономерности и предопределяют возможность создания комплексной программы системного психолого-педагогического сопровождения.

Именно синдромный нейропсихологический подход в рамках МЗО предопределил представленность в настоящем курсе лекционного блока, посвященного нейропсихосоматическим проблемам в современной детской популяции. Без этих знаний сегодня невозможно порой ни понять, ни описать, ни разработать адекватную стратегию и тактику коррекционных воздействий. Другой большой блок данной единой обучающей программы представлен теорией и практикой нейропсихологической диагностики, коррекции и профилактике. Многолетний опыт убедительно доказывает, что данный вид психологического сопровождения детей с отклоняющимся развитием на определенных этапах их коррекции и абилитации крайне эффективен и валиден. Более того, определенные виды такой работы не просто желательны, но необходимы в силу их соответствия  определенным онтогенетическим механизмам.

Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области    нейропсихологического подхода к диагностике, коррекции, профилактике, прогнозированию и абилитации процессов развития в норме, субнорме и патологии. Формирование у специалистов-профессионалов навыков системного (синдромного) анализа феномена отклоняющегося развития с позиций нейропсихологического подхода для создания междисциплинарной модели диагностики, коррекции, абилитации, профилактики и прогнозирования процессов развития. Осевым подходом является при этом МЗО - базовая нейропсихологическая технология психолого-педагогического сопровождения детей с различными вариантами психологического развития.

Задачи программы:

  1. Анализ современных теоретических и научно-прикладных нейропсихологических технологий, направленных на синдромный дифференциально-диагностический анализ многофакторного патофеномена «отклоняющееся развитие» и создание системных, адекватных первичному патомеханизму коррекционных (абилитационных, профилактических) моделей.
  2. Ознакомление специалистов, работающих над проблемами отклоняющегося развития с междисциплинарной моделью системного медико-психолого-педагогического сопровождения детей, демонстрирующих те или иные варианты психического дизонтогенеза.
  3. Овладение специалистами, проходящими настоящий курс ФПК основными дифференциально-диагностическими и коррекционными (абилитационными, профилактическими) методами общей нейропсихологии и  нейропсихологии детского возраста и навыками синдромного анализа выявляемой феноменологии.
  4. Трансляция опыта практического внедрения комплексного нейропсихологического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательный или клинический процесс (в детских садах, школах, интернатах, клиниках, консультативных, досуговых и коррекционных центрах и т.д.) в общеобразовательном и инклюзивном контексте.
  5. Активизировать и сформировать у слушателей систему базовых теоретических нейропсихологических понятий и научно-прикладных знаний и умений, необходимых для работы в проблемном поле процессов развития.

Уважаемые слушатели! Для более качественного освоения курса по нейропсихологии Вам предлагается познакомиться с литературными источниками, на содержание которых ссылается преподаватель Семенович Анна Владимировна в ходе проведения своих занятий.

Год издания и издательство предлагаемых книг могут быть любыми.

  • А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека»
  • А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии»
  • Л.С. Цветкова «Нейропсихологическая реабилитация больных»
  • Л.С. Цветкова «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление»
  • Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте «Клиническая нейропсихология»
  • А.В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста»
  • А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
  • А.В. Семенович «Эти невероятные левши»

Занятия проходят дважды в неделю (вторник, четверг) по 8 академических часов (6 астрономических). В качестве итоговой аттестации предусмотрен зачёт.

ВНИМАНИЕ! До начала занятий необходимо изучить материалы сборника нейропсихологических программ по методу замещающего онтогенеза, подготовленного А.В. Семенович:

Сборник программ МЗО включает 4 раздела: I. Таланты детского мозга, II. Эффективное общение, III. Познавательная активность, IY. Речевая компетентность. Каждый из разделов содержит соответствующую поэтапную программу нейропсихологических занятий с детьми от 3 лет. Эти программы эффективны как профилактические, развивающие, и как коррекционные – для занятий с «особыми» детьми. Они являются частью общеобразовательных программ дошкольного и школьного образования (ФГОС) и весьма актуальны для применения в клинике.

  • Раздел I. – «Таланты детского мозга» посвящен фундаментальным механизмам психической деятельности детского мозга и зонам риска психологического развития современных детей. В базовой программе МЗО (3+) «Мой мозг может все» впервые максимально подробно описаны модули нейропсихологической профилактики и коррекции подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий - фундамента нейросоматического, психомоторного и когнитивного (познавательного) развития ребенка. В данном разделе также наиболее полно обсуждается идеология МЗО и конкретные рекомендации к его использованию.
  • Раздел II. – «Эффективное общение» посвящен развитию социо-коммуникативной компетентности детей. Представлена специальная программа МЗО (3+) «В диалоге с миром». В ней впервые описаны модули нейропсихологического формирования, профилактики и коррекции базовых коммуникативных способностей: произвольной саморегуляции, психосоматического баланса, основных (неречевых и речевых) каналов и средств общения с миром и самим собой.
  • Раздел III. – «Познавательная активность» посвящен базовым нейропсихологическим закономерностям познавательного развития детей. Представлена специальная программа МЗО (3+) «Познавая белый свет». В ней впервые подробно описаны модули системной нейропсихологической профилактики и коррекции произвольной и непроизвольной саморегуляции ребенка, широкого репертуара его когнитивных компетенций (движения, речи, пространственных представлений, мышления и т.д.) в норме и при отклоняющемся развитии. 
  • Раздел IV. – «Речевая компетентность» посвящен базовым закономерностям строения речи и ее формирования в детстве: речевым талантам различных систем мозга. Описаны главные механизмы речевой недостаточности современных детей. Представлена специальная программа МЗО (3+) «Чудесная речь». В ней впервые подробно описаны модули нейропсихологической профилактики, коррекции и активизации разнообразных речевых способностей (сенсо-моторных, фонетико-фонематических, номинативных и т.п.) в норме и при отклонениях речевого развития.

Для специалистов (психологов, логопедов, педагогов, врачей), студентов психолого- педагогических специальностей, родителей и всех, кто заинтересован в высокой психологической успешности ребенка.

Электронный вариант сборников можно приобрести на сайте психологического цента РОСТ, перейдя по ссылке https://lager-rosta.ru/kniga-metod-zameshhajushhego-ontogeneza-a-v-semenovich/

Курс включает теоретический и практический разделы, предусматривающие, помимо лекционной программы, семинары в форме клинико-психологических разборов психологического статуса детей с разными вариантами развития и практические занятия по коррекционно-абилитационным модулям МЗО.

Аудиторные занятия дополняются в процессе обучения самостоятельной работой, включающей ознакомление с тематической литературой и практическую отработку методов нейропсихологического консультирования, профилактики, коррекции и абилитации процессов психологического развития в норме и при отклоняющемся развитии.

Овладение слушателями не только теорией, но и научно-прикладными аспектами нейропсихологической работы с отклоняющимся развитием выявляется в процессе интерактивных занятий, опросов и дискуссий. При этом делается акцент на присвоении следующих компетенции:

  • владение общими теоретическими и научно-прикладными представлениями о закономерностях мозговой организации психологических процессов в онтогенезе; умение транслировать эти знания в процессе междисциплинарной и просветительской работы.
  • представление о междисциплинарной модели системного медико-психолого-педагогического сопровождения детей, демонстрирующих те или иные варианты психического дизонтогенеза; умение продуцировать на этой основе собственные научно-практические программы в соответствии с конкретным профессиональным функционалом;
  • владение основными дифференциально-диагностическими и коррекционными (абилитационными, профилактическими) методами нейропсихологии детского возраста и алгоритмами синдромного анализа выявляемой феноменологии; умение применять их в широком образовательном и клинико-психологическом контексте.
  • умение формулировать гипотезы, создавать и реализовывать инновационные научно-прикладные технологии инклюзивного образования.

В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.