Программа повышения квалификации
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
Программа разработана для внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психиатрической помощи для подростков и детей в России

Дата начала занятий: 23.10.2025
Объем в часах: 92
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Стоимость обучения: 49 500 р.
Место проведения занятий: дистанционно
Записаться на обучение
В последние десятилетия в России наблюдается неуклонный рост эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков. Своевременное и эффективное лечение подобных расстройств имеет драматическое значение для сохранения психического здоровья молодых людей и для их возможности в будущем интегрироваться в социум. Фармакологическое лечение данной категории больных имеет ряд ограничений в связи с влиянием на физическое и психологическое развитие молодых людей, что придает актуальность применению психотерапевтических методов терапии.
В ряду методов психотерапии особое место занимает когнитивно-поведенческая терапия, высокая эффективность которой в лечении тревожных и аффективных расстройств доказана в множестве клинических исследований. В последние годы в рамках когнитивно-поведенческой терапии разработаны новые высокоэффективные методы (в частности, диалектическая бихевиоральная терапия), позволяющие корректировать нарушения поведения, обычно плохо поддающиеся фармакологическому лечению.
Число специалистов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию в России растет. Однако лишь единицы используют ее в работе с детьми и подростками.
Факультет "Консультативная и клиническая психология" приглашает лиц, желающих повысить свою профессиональную квалификацию, на программу "Когнитивно-бихевиоральная психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков".
Данная программа разработана для внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психиатрической помощи для подростков и детей в России.
В ходе занятий слушатели усвоят когнитивную модель, основные навыки работы в когнитивно-поведенческой терапии. В рамках курса предусмотрены практические упражнения, способствующие формированию и закреплению терапевтических навыков. Важнейшим элементом обучения в рамках данного курса служит регулярная супервизия клинических случаев участников. Программу отличает интегративная направленность: идеи когнитивного подхода дополняются сведениями из системного семейного подхода, что соответствует данным о важной роли семейных дисфункций в происхождении и течении эмоциональных расстройств.
Цель реализации программы – формирование навыков диагностики и психотерапии депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков.
Задачи:
- Формирование представлений о диагностических критериях депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков в современных классификационных системах.
- Расширение знаний о культуральных, интерперсональных, семейных, когнитивных и поведенческих факторах эмоциональных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков.
- Знакомство с базовыми теориями и принципами когнитивно-бихевиоральной терапии расстройств аффективного спектра.
- Усвоение навыков психодиагностики депрессивных, тревожных расстройств и нарушений поведения у детей и подростков с помощью интервью и психометрических методик.
- Усвоение навыков описания клинических случаев в терминах когнитивно-бихевиорального подхода (составления «когнитивной концептуализации случая» c помощью диаграммы).
- Усвоение навыков планирования психотерапевтических мероприятий с пациентами (разработка стратегии вмешательства) с учетом семейного семейного контекста.
- Усвоение навыков психообразовательной работы с пациентами, страдающими депрессивными или тревожными расстройствами.
- Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными мыслительными процессами (методов выявления, оценки и совладания с негативными автоматическими мыслями).
- Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными когнитивными схемами (методов выявления, оценки и модификации дезадаптивных убеждений).
- Усвоение навыков диагностики дисфункциональных поведенческих паттернов, сопряженных с манифестацией и хронификацией расстройств аффективного спектра у детей и подростков, и методов их изменения.
- Усвоение навыков психотерапевтической работы с трудными случаями – тяжелыми депрессивными и тревожными расстройствами, выраженными расстройствами поведения, психотическими симптомами у детей и подростков.
- Усвоение навыков психотерапевтической работы с семьями пациентов детского и подросткового возраста.
Краткое содержание программы
Основные разделы:
- Введение в когнитивно-бихевиоральную психотерапию детского и подросткового возраста;
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия депрессивных и тревожных расстройств у детей и подростков;
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия расстройств психотического уровня и тяжелых нарушений поведения у детей и подростков.
Категория слушателей, включая требования к квалификации: На программу принимаются люди с высшим и незавершенным высшим (студенты старших курсов) образованием по психологическим, педагогическим, психиатрическим направлениям подготовки. Желательно для слушателя программы иметь стаж работы (не менее 1 года), связанной с деятельностью в области психологического консультирования.
Ведущие программы - ученики первой российской школы КБТ, основанной Холмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г.
- Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологическх наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет многолетний опыт психологической работы с детьми и подростками в Московском НИИ психиатрии, отраженный в многочисленных научных работах.
- Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет большой опыт психологической работы с подростками, в том числе с девиантным поведением.
- Агасарян Эмма Георгиевна, кандидат медицинских наук. Имеет большой опыт психотерапевтической работы с подростками на амбулаторном и стационарном этапах, в том числе с подростками с высоким суицидальным риском и самоповреждающим поведением. Ведущие программы проходили длительные обучающие и супервизионные программы по когнитивно-поведенческой терапии в России и зарубежом.
Начало программы: 24 октября 2024 г.
Контакты: Ассман Евгения Владимировна: 8 (985) 110-49-32 (пн., ср., пт. с 12:00 до 20:00), assmanev@mgppu.ru
Занятия проводятся в дистанционной форме.
Режим занятий: по четвергам с 18:15 до 21:30.
Всего 92 ак. часа из них 70 - очные занятия (лекции и практические занятия) и 22 ак. часа – самостоятельная работа.
Начало программы: 23 октября 2024 г.
Контакты: Ассман Евгения Владимировна: 8 (985) 110-49-32 (пн., ср., пт. с 12:00 до 20:00), assmanev@mgppu.ru
В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.