Программа повышения квалификации
Академическое письмо в научной коммуникации психолога
Программа курса знакомит с социальным контекстом академического письма и дает слушателям компетенции в области научной коммуникации, необходимые для повышения их публикационной активности и создания индивидуальных стратегий продвижения («личного бренда» автора) в международном академическом сообществе

Дата начала занятий: 15.09.2025
Объем в часах: 72
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации
Стоимость обучения: 15 500 р.
Место проведения занятий: онлайн в формате видеоконференции с преподавателями
Записаться на обучение
Чему вы научитесь?
- Использовать современные библиометрические инструменты для поиска и анализа научной литературы.
- Пользоваться современными инструментами научной коммуникации для продвижения «личного бренда» и популяризировать результаты научной деятельности в выступлениях и постерах.
Какие у вас есть дополнительные возможности?
- Сможете пользоваться фундаментальной библиотекой МГППУ и ее подписным ресурсом во время обучения.
- Побываете на стажировке в редакциях и познакомитесь с работой научных журналов «изнутри»: редакция – рецензент – редколлегия.
Как мы обеспечиваем качество обучения?
- Программу ведут практики с широким опытом в области академического письма – исследователи и авторы научных статей, рецензенты и сотрудники редакций научных журналов, методисты и популяризаторы науки.
- Материалы программы – идеи, упражнения, инструменты – адаптированы и усовершенствованы в практике реальной деятельности научных периодических изданий.
Основной целью проведения программы является помощь исследователям и практикам в развитии компетенций в области академического письма и современной научной коммуникации. Данные компетенции необходимы для повышения результативности собственной публикационной активности и продвижения результатов исследовательской деятельности.
Программа предназначена для магистров, аспирантов, а также исследователей и преподавателей в сфере гуманитарных и социальных наук.
Участники программы смогут:
- Познакомиться с общими принципами академического письма.
- Получить навыки поиска литературы при помощи библиометрических инструментов. Работа по курсу включает много практики: работу в библиотеке с библиометрическими базами.
- Освоить структуру разных типов научных статей и попробовать себя в качестве автора и рецензента, подготовить к публикации собственные научные тексты – статьи, доклады или постеры.
Программа состоит из восьми модулей:
- Общие принципы академического письма.
- Академическое письмо как инструмент построения личного бренда исследователя.
- Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиметрические инструменты, базы и репозитории.
- Структура и типология научных статей: требования к содержанию и оформлению научных статей.
- Обзор научной литературы: разработка плана статьи и приемы работы с «черновиком».
- Исследовательская статья: представление результатов эмпирического исследования.
- Использование обратной связи: рецензирование и редактирование.
- «Социализация» научного текста.
Заявки на программу собираются в течение года. Вы можете оставить заявку в любое время.
Занятия проводятся на платформе МТС-линк.
Время проведения: с 18:00 до 21:10.
Расписание занятий на 2024 год
Дата | День | Тема | Ведущие | Время | |
1 | 09.09.2024 | (понедельник) |
Тема 1. Общие принципы академического письма. Составление личного плана достижений |
Шведовская А.А., Арчакова Т.О. | 18.00-21.10 |
2 | 12.09.2024 | (четверг) |
Тема 2. Структура и типология научных статей. Содержание и оформление научных статей |
Шведовская А.А., Арчакова Т.О. | 18.00-21.10 |
Тема 3. Академическое письмо как инструмент построения личного бренда исследователя | Шведовская А.А., Арчакова Т.О. | ||||
3 | 16.09.2024 | (понедельник) |
Тема 4. Занятие 1. Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиометрические инструменты, базы и репозитории |
Арчакова Т.О. | 18.00-21.10 |
4 | 19.09.2024 | (четверг) |
Тема 4. Занятие 2. Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиометрические инструменты, базы и репозитории |
Пономарева В.В. | 18.00-21.10 |
Самостоятельная работа | |||||
5 | 26.09.2024 | (четверг) |
Тема 5. Обзор научной литературы. Обзорная статья. Разработка плана статьи и приемы работы с черновиком. |
Арчакова Т.О. | 18.00-21.10 |
6 | 03.10.2024 | (четверг) |
Тема 6. Использование обратной связи: рецензирование и редактирование |
Арчакова Т.О., Шведовская А.А. | 18.00-21.10 |
7 | 07.10.2024 | (понедельник) |
Тема 7. Занятие 1. Представление результатов эмпирического исследования. Требования к оформлению. |
Мешкова Н.В. | 18.00-21.10 |
Самостоятельная работа | |||||
8 | 10.10.2024 | (четверг) |
Тема 7. Занятие 2. Представление результатов эмпирического исследования. Требования к оформлению. |
Мешкова Н.В. | 18.00-21.10 |
9 | 14.10.2024 | (понедельник) | Тема 8. «Социализация» научного текста | Пономарева В.В., Шведовский Е.Ф. | 18.00-21.10 |
Самостоятельная работа | |||||
10 | 17.10.2024 | (четверг) | Практика в редакции | Шведовская А.А., Пономарева В.В. | 18.00-21.10 |
Преподаватели

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой», факультета Психологии образования, начальник управления информационными и издательскими проектами ФГБОУ ВО МГППУ, заместитель главного редактора журнала «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», научный руководитель портала www.psyjournals.ru

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретических основ социальной психологии» факультета Социальной психологии, зав.сектором объединенной редакции управления информационными и издательскими проектами МГППУ

Директор АНО Центр развития социальных практик «Дирижабль»
автор проекта «Методист без башни [из слоновой кости]»

Директор Фундаментальной библиотеки МГППУ, администратор электронной библиотеки МГППУ, ответственный секретарь журнала «Современная зарубежная психология»

Методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС
ответственный секретарь журнала «Аутизм и нарушения развития»
научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития