Программа повышения квалификации

Академическое письмо в научной коммуникации психолога

Программа курса знакомит с социальным контекстом академического письма и дает слушателям компетенции в области научной коммуникации, необходимые для повышения их публикационной активности и создания индивидуальных стратегий продвижения («личного бренда» автора) в международном академическом сообществе

Дата начала занятий: 06.05.2024

Объем в часах: 72

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения: 15 500 р.

Место проведения занятий: онлайн в формате видеоконференции с преподавателями

Записаться на обучение

Чему вы научитесь?

  • Использовать современные библиометрические инструменты для поиска и анализа научной литературы.
  • Пользоваться современными инструментами научной коммуникации для продвижения «личного бренда» и популяризировать результаты научной деятельности в выступлениях и постерах.

Какие у вас есть дополнительные возможности?

  • Сможете пользоваться фундаментальной библиотекой МГППУ и ее подписным ресурсом во время обучения.
  • Побываете на стажировке в редакциях и познакомитесь с работой научных журналов «изнутри»: редакция – рецензент – редколлегия.

Как мы обеспечиваем качество обучения?

  • Программу ведут практики с широким опытом в области академического письма – исследователи и авторы научных статей, рецензенты и сотрудники редакций научных журналов, методисты и популяризаторы науки.
  • Материалы программы – идеи, упражнения, инструменты – адаптированы и усовершенствованы в практике реальной деятельности научных периодических изданий.

Основной целью проведения программы является помощь исследователям и практикам в развитии компетенций в области академического письма и современной научной коммуникации. Данные компетенции необходимы для повышения результативности собственной публикационной активности и продвижения результатов исследовательской деятельности.

Программа предназначена для магистров, аспирантов, а также исследователей и преподавателей в сфере гуманитарных и социальных наук.

Участники программы смогут:

  • Познакомиться с общими принципами академического письма.
  • Получить навыки поиска литературы при помощи библиометрических инструментов. Работа по курсу включает много практики: работу в библиотеке с библиометрическими базами.
  • Освоить структуру разных типов научных статей и попробовать себя в качестве автора и рецензента, подготовить к публикации собственные научные тексты – статьи, доклады или постеры.

Программа состоит из восьми модулей:

  1. Общие принципы академического письма.
  2. Академическое письмо как инструмент построения личного бренда исследователя.
  3. Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиметрические инструменты, базы и репозитории.
  4. Структура и типология научных статей: требования к содержанию и оформлению научных статей.
  5. Обзор научной литературы: разработка плана статьи и приемы работы с «черновиком».
  6. Исследовательская статья: представление результатов эмпирического исследования.
  7. Использование обратной связи: рецензирование и редактирование.
  8. «Социализация» научного текста.

Подробнее о программе

Заявки на программу собираются в течение года. Вы можете оставить заявку в любое время.

Занятия проводятся на платформе zoom.

Время проведения: с 18:00 до 21:10.

Расписание занятий на 2024 год

Дата

День

Тема

Ведущие

06.05.2024

(понедельник)

Тема 1. 
Общие принципы академического письма. Составление личного плана достижений

Шведовская А.А., Арчакова Т.О.

13.05.2024

(понедельник)

Тема 2. 
Структура и типология научных статей. Содержание и оформление научных статей

Шведовская А.А., Арчакова Т.О.

Тема 3. Академическое письмо как инструмент построения личного бренда исследователя

Шведовская А.А., Арчакова Т.О.

16.05.2024

(четверг)

Тема 4. Занятие 1.
Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиометрические инструменты, базы и репозитории

Арчакова Т.О.

20.05.2024

(понедельник)

Тема 4. Занятие 2.
Академическое чтение: основные принципы академического чтения; библиометрические инструменты, базы и репозитории

Пономарева В.В.

Самостоятельная работа

22.05.2024

(среда)

Тема 5.
Обзор научной литературы. Обзорная статья. Разработка плана статьи и приемы работы с черновиком.

Арчакова Т.О.

27.05.2024

(понедельник)

Тема 6.
Использование обратной связи: рецензирование и редактирование

Арчакова Т.О., Шведовская А.А.

30.05.2024

(четверг)

Тема 7. Занятие 1.
Представление результатов эмпирического исследования. Требования к оформлению.

Мешкова Н.В.

Самостоятельная работа

03.06.2024

(понедельник)

Тема 7. Занятие 2.
Представление результатов эмпирического исследования. Требования к оформлению.

Мешкова Н.В.

06.06.2024

(четверг)

Тема 8. «Социализация» научного текста

Пономарева В.В., Шведовский Е.Ф.

Самостоятельная работа

10.06.24

(понедельник)

Практика в редакции

Шведовская А.А., Пономарева В.В.

Серафимович Ирина
Уважаемые коллеги! Что привлекает в программе?  Качественные и содержательные материалы, вариативные домашние задания, возможность получения индивидуальных и групповых консультаций (хотя сами разработчики последний из указанных вариантов не позиционируют, но очень хорошо реализуют). Что важно? Важно, что преподаватели программы не каждый сам по себе, а команда. Шведовская Анна Александровна задает векторы и целевые ориентиры, причем с вкрадчивыми, но очень весомыми аргументами. Виктория Викторовна помогает использовать Интернет-ресурсы для научной деятельности, причем быстро обучает тому, что знает сама. Мешкова Наталья Владимировна оттачивает навыки "зоркости ума" и четкости мысли, умения видеть "сверху, снизу, по диагонали" любую статью одновременно. Татьяна Олеговна стимулирует сомневаться в очевидном и строить свою научную деятельность в контексте современных реалий. Что еще надо? Слушатели сегодня - это гипотетические авторы в журналах, пул потенциальных рецензентов, менеджеры в регионах, единомышленники в науке. Ресурсы программы намного больше, чем кажется на первый взгляд. Сил на реализацию новых начинаний и идей!
Черная Анна Викторовна
Отдельная благодарность Евгению Шведовскому за презентацию на курсах и участие в неделе академической мобильности Академии психологии и педагогики ЮФУ - от  студентов Южного федерального университета! Прекрасный материал - о научных постерах, с реальными примерами их использования - для представления проектов, докладов, выступлений!  
Черная Анна Викторовна
Коллеги, программа, реализуемая в МГППУ - это курс, заслуживающий внимания начинающих и тех, кто хочет продвинуться в своих притязаниях на высокий публикационный статус. Спасибо организаторам!
Ольга Бусарова
Курс очень понравился. На занятиях подробно и увлекательно рассматривается процесс создания психологом научной статьи – от рождения замысла до продвижения опубликованного текста в профессиональном сообществе.  Разнообразие методов обучения, продуманная система упражнений на занятиях и домашних заданий направлены на оттачивание умений чтения, написания и оценки научных статей. Приятно отметить заинтересованность преподавателей в успехах слушателей и внимательное отношение к их индивидуальным запросам. Уверена, что курс будет полезен как начинающим, так и опытным авторам научно-психологических текстов.
Мария Куляцкая
Записавшись на курс, я рассчитывала найти (и нашла) ответы на вопросы как писать научные статьи, чтобы успешно пройти рецензирование, как правильно их оформить, как не просто искать источники, а искать их рационально (всякие «фишечки»). Но я и понятия не имела, что это далеко не всё. Нас обучали как найти свой журнал для статьи, как создать и продвигать свое имя как автора, как заявить о себе научному сообществу, какие существуют важнейшие социальные научные сети и как в них ориентироваться. И это тоже не далеко не всё. Курс настолько полезный и актуальный, что хочется его пройти снова. Выражаю благодарность авторам, организаторам и преподавателям за создание и реализацию такого курса, а также за замечательную атмосферу и индивидуальный подход!
Сергей Зайцев
Полезная и нужная программа! Особенно для тех, кто планирует активно вести научно-исследовательскую работу, публиковать её результаты, взаимодействовать с коллегами "по цеху". Занятия ведут люди знающие, а главное, имеющие личный опыт издательской деятельности!

Преподаватели

Шведовская Анна Александровна
Шведовская Анна Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой», факультета Психологии образования, начальник управления информационными и издательскими проектами ФГБОУ ВО МГППУ, заместитель редактора журнала «Психологическая наука и образование», ответственный секретарь журнала «Культурно-историческая психология», научный руководитель портала www.psyjournals.ru

Мешкова Наталья Владимировна
Мешкова Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретических основ социальной психологии» факультета Социальной психологии, зав.сектором объединенной редакции управления информационными и издательскими проектами МГППУ


Арчакова Татьяна Олеговна
Арчакова Татьяна Олеговна

Психолог-методист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и благотворительного детского фонда «Виктория»

Пономарева Виктория Викторовна
Пономарева Виктория Викторовна

Директор Фундаментальной библиотеки МГППУ, администратор электронной библиотеки МГППУ, ответственный секретарь журнала «Современная зарубежная психология»


Шведовский Евгений Феликсович
Шведовский Евгений Феликсович

Методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС

ответственный секретарь журнала «Аутизм и нарушения развития»

научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития