Горшкова Елена Викторовна

Программа

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования"; соавтор программы «Развитие» (во 2-й редакции) для дошкольных образовательных учреждений




Уровень образования: высшее, МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ), факультет дошкольного воспитания (1983). Наименование направления подготовки и (или) специальности: педагогика и психология дошкольная. Квалификация: преподаватель педагогики и психологии дошкольных педучилищ, организатор-методист дошкольного воспитания

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

  • «Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней» (2015),
  • «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ профессиональной (педагогической) магистратуры» (2015),
  • «Программа повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования» (2016)
  • «Создание и применение дистанционных учебных курсов» (2016),
  • «Технологии инклюзивного образования в вузе» (2019).

Общий стаж работы: с 1977 года

Научные интересы:

  • развитие движений у детей 2–7 лет, в том числе – моторное развитие,
  • освоение дошкольниками языка выразительных движений как средства невербального общения и образно-пластического творчества,
  • психолого-педагогическая помощь детям методами эмоционально-двигательной психотехники,
  • развитие у детей музыкальных и танцевальных способностей,

Читаемые дисциплины / курсы:

  1. Выразительные движения как средство психолого-педагогической помощи дошкольникам.
  2. Эмоционально-двигательная психотехника для дошкольников.

Публикации:

  1. Наблюдение за невербальным поведением человека. Язык тела: Учебно-методическое пособие / Авт. и сост. Е.В. Горшкова, М.: ГОУ ВПО МГППУ, 2013 – 64 с.
  2. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3-4 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 2 (84). С. 4-13.
  3. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2007. – 80 с.
  4. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. 2017. № 7 (79). С. 29-37.
  5. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
  6. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды. Сб. материалов конференции (тезисов) VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой). Том 1. / ред. Басилова Т. А., Дозорцева Е. Г., Егоренко Т. А., и др. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.С.143-146
  7. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. М., 2018.
  8. Развитие моторики у дошкольников: Учебное пособие. М., 2017.
  9. Развитие образно-пластического творчества у детей 4-5 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2019. № 6 (96). С. 24-35.