Подвальная Елена Владимировна

Доцент кафедры специального (дефектологического) образования, кандидат педагогических наук


Ученая степень: кандидат педагогических наук

Уровень образования: высшее, 1995 г. МГОПУ

Наименование направления подготовки и (или) специальности: дефектология

Квалификация: учитель-дефектолог, логопед.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • 2021 - МПГУ совместно с ЯрГПУ и НГПУ, «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», 72 часа
  • 2020 - КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»  «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  • Май 2019 – ГАОУ ДПО МЦРКПО «Коррекционно–развивающее сопровождение обучающихся с ОВЗ как условие повышения качества образования. Курсы повышения квалификации. Объем 16 часов.
  • Февраль – 2019  ГАОУ ДПО МЦРКПО «Практики предпрофильного образования: социальное партнерство и сетевое взаимодействие». Обучение в рамках семинара. Объем 6 часов.
  • Декабрь 2018 – ГАОУ ДПО МЦРКПО «Практики предпрофильного образования: ранняя профориентация обучающихся с ОВЗ». Обучение в рамках семинара. Объем 6 часов.
  • Апрель 2018 – ГАОУ ВПО МПГУ «Актуальные проблемы образования лиц с особыми возможностями здоровья». Курсы повышения квалификации. Объем 24 часа.
  • Ноябрь 2017 – АНО ЦПП «Профзащита» Международный семинар с прохождением стажировки «Теория и практика современного образования. Руководитель образовательной организации. Современная архитектура системы образования и образовательные практики; опыт Исландии. Профессиональный стандарт педагога в соответствии с новыми требованиями дошкольного и школьного образования. Обучение через всю жизнь. В объеме 78 часов на базе образовательных учреждений и научных центров Исландии.
  • Октябрь 2017 – ФГБОУ ВО  МПГУ «Инклюзивное образование детей с ОВЗ». Курсы повышения квалификации. Объем 72 часа.
  • Март 2017 – ГАОУ ВПО МПГУ «Образование и социальная инклюзия лиц с нарушениями интеллектуального развития. Обучение в рамках Всероссийской научно–практической конференции. Объем 9 часов.
  • Март 2017 – Диплом о профессиональной переподготовке МИОО по программе «Эффективный руководитель столичной системы образования», квалификация «Менеджер образования».
  • Ноябрь 2016 – ФГБОУ ВО  РАНХ и ГС при Президенте РФ  «Стратегический и проектный менеджмент для управленческих кадров столичного образования». Курсы повышения квалификации. Объем 36 часов.
  • Февраль 2016 – ГАОУ ВПО МПГУ «Проблемы реализации ФГОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья». Обучение в рамках работы круглого стола. Объем 9 часов.
  • Февраль 2015 – профессиональная переподготовка АНО ВПО МОГИ  по программе «Управление персоналом», ведение профессиональной  деятельности в сфере управления персоналом.
  • Январь 2015 – ГБОУ ВПО МИОО «Организационно–управленческие основы инклюзивного образования. Курсы повышения квалификации. Объем 72 часа.

Общий стаж работы: с 1989 года

Стаж работы по специальности:  33 года

Награды, премии, звания: 

  • Медаль «В память 850–летия Москвы»,
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации,
  • грамоты Департамента образования города Москвы,
  • грамота Департамента спорта города Москвы,
  • Благодарность РАО,
  • Благодарности и грамоты Московской городской организации ВОГ и др.

Сфера научных интересов:

  • Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха;
  • Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ,
  • Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ;
  • Реализация ФГОС;
  • Повышение качества образования обучающихся с ОВЗ;
  • Использование ТСО в образовательном процессе;
  • Методика преподавания естественнонаучных дисциплин обучающимся с интеллектуальными нарушениями;
  • Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ;
  • Дополнительное образование детей с особыми образовательными потребностями и др.

Читаемые курсы:

  1. Воспитание детей с трудностями в обучении
  2. Информационные технологии в работе с детьми с нарушениями слуха
  3. Информационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  4. Менеджмент в специальном образовании
  5. Методы и технологии педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
  6. Методы и технологии педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении
  7. Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья
  8. Научно-методический семинар "Мониторинг качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  9. Оценка профессиональной деятельности
  10. Практикум: Проектная деятельность в специальном образовании
  11. Практикум: Управление программами и проектами в образовании
  12. Технологии преподавания дисциплин природоведческого цикла
  13. Технологии формирования представлений об окружающем мире и развитие речи
  14. Управление в образовании 
  15. Цифровые технологии в образовании детей с интеллектуальными нарушениями

Основные публикации:

  1. Подвальная Е.В. Проблема использования мультимедийных учебных презентаций на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Вестник Череповецкого государственного университета. – Череповец, 2010. – №11. – С.33–37
  2. Данилова А.М., Лифанова Т.М. Подвальная Е.В. Совершенствование подготовки к научной деятельности студентов-олигофренопедагогов // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 2 (38). – С.45-65
  3. Подвальная Е.В. Дополнительное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната / Сб. Дефектология как базис инклюзии: Материалы международной научно–практической конференции. – СПб.: Смольный институт РАО, 2016. – Т.1. – С.81-85
  4. Данилова А.М. Подвальная Е.В. Психолого-педагогические условия повышения эффективности дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Сб. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., – С.154–156.
  5. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6–9 классов. // Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5–9 классы. Природоведение. Биология. География. – М.: Просвещение, 2018. – С.166–310.
  6. Данилова А.М., Камелева Н.О., Подвальная Е.В. Современные подходы к профориентационной работе с обучающимися с нарушениями слуха //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2019. – № 7. – С. 40–47.
  7. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. География. Методические рекомендации. 6–9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные. основные общеобразовательные. Программы. – М.: Просвещение, 2020. – 307 с. : ил.

Сведения о публикационной активности: 

Индекс Хирша 3

Публикации в РИНЦ


E-mail:   Heliopile@yandex.ru