Мешкова Татьяна Александровна

Заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», профессор кафедры, заместитель главного редактора журнала «Клиническая и специальная психология»




Ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность «Психофизиология», диссертация на тему «Исследование генетической детерминированности различных параметров электроэнцефалограммы человека близнецовым методом» защищена в 1976 в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР – ныне ПИ РАО)

Ученое звание: диплом ст.н. сотр. 1992 (диплом к.пс.н. - 1976)

Уровень образования: высшее, МГУ им. Ломоносова (1971), диплом с отличием

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Физиология высшей нервной деятельности

Квалификация: Биолог-физиолог животных и человека

Награды, премии, звания: лауреат I премии АПН СССР (как соавтор коллективной монографии) (1990), премия Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (1998), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999), звание «Ветеран труда» (2000), Диплом Открытого конкурса вузов России (2001), медаль К.Д. Ушинского (2003), почетный работник высшего профессионального образования (2006), две медали им. Г.И. Челпанова I и II степени, трижды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, Грамота Правительства Москвы (2008), Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).

Профессиональная деятельность:

Т.А. Мешкова начинала свою научно-педагогическую деятельность сначала как аспирант (1971-1974), а затем как научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) под руководством В.Д. Небылицына и затем И.В. Равич-Щербо. С 1974 по 1997 являлась штатным сотрудником лаборатории. В 1997 возглавила вновь созданный факультет специальной психологии Московского городского психолого-педагогического института (впоследствии факультет клинической и специальной психологии МГППУ), которым руководила вплоть до 2015 года, совмещая обязанности декана факультета с заведованием кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии. 

Татьяна Александровна – автор более 100 публикаций, в том числе на иностранных языках. Научную работу Татьяна Александровна совмещает с педагогической деятельностью. Она является одним из соавторов учебника «Психогенетика» (2008), рекомендованного Советом по психологии УМО классических университетов. Комплект тестовых заданий по курсу «Психогенетика» и программа практики студентов Т.А. Мешковой были отмечены в числе лучших в конкурсе Учебно-методического объединения университетов по психологии. В 1999 программа курса «Психогенетика» Т.А.Мешковой была отмечена премией Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В 1999 в составе коллектива авторов Татьяна Александровна была удостоена звания лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ «Психогенетика как область науки и дисциплина в высшей школе». В 2003 в рамках Федеральной научно-технической программы Минобразования «Создание системы открытого образования» Татьяной Александровной был подготовлен электронный учебно-методический комплекс по психогенетике, а в 2004 вышло печатное издание Учебно-методического комплекса «Психогенетика», включающее 4 книги. Общий стаж педагогической деятельности в высшей школе 25 лет.

Стаж общий с 1974 года, педагогический с 1995, в МГППУ с 1997.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  1. (2022) СПбГУ, С.-Петербург, «Математические методы в психологии. Основы применения».
  2. (2020) Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе  (72ч.) МГППУ
  3. (2020) Математические методы в психологии и педагогике (144ч.) МГППУ
  4. (2019) «Нарушение пищевого поведения. Патопсихологическая диагностика и личностные особенности больных» - 144 часа
  5. (2011) «ФГОС ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» - 72 часа
  6. (2010) «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в вузе» - 72 часа
  7. (2008) «Современные магистерские программы международного уровня» - 74 часа
  8. (2007) «Математические пакеты обработки данных» - 20 часов
  9. (2007) «Rehabilitation Psychology» - Loewenstein Hospital Rehabilitation Center (Israel) – 72 часа
  10. (2007) «Специальный английский, психология» - МГЛУ, 72 часа
  11. (2005, 2010) «Современные информационные технологии в психологии и педагогике» – 72 часа и 36 часов
  12. (1996) «Прогрессивные матрицы Равена» под руководством Джона Равена

Сертификаты участия:

  • (2019) Круглый стол. «Актуальные проблемы пищевого поведения: Междисциплинарный подход»
  • (2018) Шестая всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы».
  • (2017) Всероссийская юбилейная научная конференция, посвященная 45-летию Института психологии РАН и 90-летию со дня рождения Бориса Федоровича Ломова «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития».
  • (2017) IV Международная научно-практическая конференция памяти профессора Л.Ф. Обуховой «Психология третьего тысячелетия».
  • (2015) Всероссийский съезд участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога
  • (2013) Всероссийская научно-практическая конференция памяти Ю.Ф. Полякова «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии»
  • (2013) V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Москва
  • (2012) 12th International Congress of Behavioral Medicine, Budapest, Hungary
  • (2011) International Society for the Study of Individual Differences (ISSID), London, 2011
  • (2011) 25th Health Psychology Conference, Hersonissos, Crete, Greece
  • (2010) 12th Biennial Conference of the European Association for Research on Adolescence, Vilnius, Lithuania
  • (2010) 15th European Conference on Personality, Brno, Czech Republic
  • (2009) 11th European Congress of Psychology, Oslo, Norway
  • (2008) 20th Biennial ISSBD Meeting Wurzburg, Germany
  • (2008) 18th World Congress of the International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions (IACAPAP) 2008, Istanbul, Turkey
  • (2009) 9th World Congress of Biological Psychiatry, Paris, France
  • (2007) 13th European Conference on Developmental Psychology, Jena, Germany

Читаемые дисциплины:

  1. Генетика человека
  2. Психогенетика
  3. Психогенетика развития
  4. Психогенетика нарушений развития
  5. Терапия нарушений пищевого поведения

Направления научных исследований:

  1. психогенетика; психофизиология
  2. психобиология типичного и аномального развития
  3. пищевое поведение и его нарушения
  4. образ тела как компонент «Я-концепции»

Основные публикации:

  1. Мешкова Т.А. Концепция позитивного образа тела в современной зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 55–69. doi:10.17759/jmfp.2021100206
  2. Мешкова Т.А., Гаврилова Е.Л. Особенности отношения к телу лиц с последствиями детского церебрального паралича и спинальной травмы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 180–205. doi:10.17759/cpse.2021100109
  3. Мешкова Т.А. Пища, стресс и здоровье // Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / К. А. Бочавер, А. Б. Данилов и др. — М.: Издательство «Перо», 2018. –с. 154-193.
  4. Мешкова Т.А., Клычкова О.М. Апробация невербальной методики для оценки удовлетворенности участками тела (УУТ) // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Том 7. – № 1. – С. 118–138.
  5. Мешкова Т.А., Николаева Н.О. Опыт применения теста пищевых аттитюдов (ЕАТ-26) на выборке студенток Москвы. Психиатрия. 2017. – №73. –С. 34-41.
  6. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 33–45.
  7. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. II. Обзор близнецовых исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 1–24. 
  8. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. I. Обзор семейных исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 1–14. 
  9. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Некоторые особенности самооценки у девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения / Человеческий капитал, 2015. - № 09 (81) – С. 28-31.
  10. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Особенности использования копинг-стратегий у девушек с риском формирования нарушений пищевого поведения / Теоретическая и экспериментальная психология, 2014. –  Т. 7. – № 4. – С. 40–49.
  11. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. – 2013. –  №2. –  С. 25-34.
  12. Келина М.Ю., Мешкова Т.А. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста // Клиническая и специальная психология. –  2012. –  Т.1. –  № 2.
  13. Oshio A., Meshkova T. Eating Disorders, Body Image, and Dichotomous Thinking among Japanese and Russian College Women // Health, 2012, vol.4, No7, pp.392-399.
  14. Келина М.Ю., Маренова Е.В., Мешкова Т.А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. –  2011. –  № 5. – С.44–51.
  15. Малых С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Психогенетика. Учебник в 2 тт., М., «Питер», 2008. 
  16. Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебно-методический комплекс. Москва, МГППУ, 2004.
  17. Мешкова Т. А., Куравский Л. С., Малых С. Б. Стандартизация психологических тестов: проблема формирования репрезентативной выборки. Учебно-методическое пособие. М., МГППУ, 2003.
  18. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. Учебное пособие. М., Эпидавр, 1998.
  19. Meshkova, T.A. Laterality effects in twins / Acta Genetica Medica et Gemellologica, 1992, 41, N4, 325-333.

публикации в РИНЦ

публикации на PsyJournals

выступления в СМИ:

«Диетическая депрессия» (19 марта 2018)

Приготовление новых блюд в самоизоляции повышает самооценку и спасает от негативных эмоций (5 мая 2020)

адрес: Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 3, каб. 310

график работы: пн.-пт., 9:00-18:00, занятия согласно расписанию


Телефон:   +7 (499) 244-07-15

E-mail:   meshkovata@mgppu.ru