Самсонова Елена Валентиновна

Программа
Доцент, ведущий научный сотрудник ФЦИО МГППУ



Доцент, кандидат психологических наук, тема диссертации: «Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками» (1997)

образование: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, факультет педагогики и психологии (1987)

преподаваемые дисциплины:

  • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
  • Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ

научные интересы: инклюзивное образование, психология личности

гранты и конкурсы:

- Региональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2014 – г. Москва

«Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы» - исполнитель

- Региональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2017 – г. Москва

«Разработка региональной модели ресурсной школы по развитию инклюзивного образования» - руководитель

достижения и поощрения: Грамота Департамента города Москвы – 2015 г.

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Повышение квалификации МГППУ «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной(коррекционной) школы» в объеме 72 часа 2015г.
  • Повышение квалификации МГППУ «Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных программ магистратуру по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней» в объеме 72 часов. 2015 год.
  • Повышение квалификации  в МГПУ по дополнительной образовательной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» в объеме 72 часа
  • Повышение квалификации МГППУ «Создание и применение дистанционных учебных курсов» в объеме 72 часов 2016 г.
  • Повышение квалификации РУДН по программе «Организация и содержание деятельности специалистов образовательного учреждения(учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога) по разработке индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ» в объеме 72 часа
  • Итальянский институт гештальт-терапии «Формирование пограничного опыта» под руководством Маргериты Спаниоло Лобб в объеме 24 часа

профессиональная деятельность

1987-1991  старший научный сотрудник НИИ Управления и экономики образования Академии педагогических наук;

1991- 2010 г. -  доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;

1991-1999 –  психолог в детском саду №1952 г. Москвы;

1994-1996 – заместитель редактора приложения «Начальная школа»  газеты «Первое сентября»;

1992-1994 –  консультант по образовательной программе «Диалектика» в Открытом университете "Эврика";

2001 – 2008 - руководитель программ профессиональной переподготовки при факультете психологии МГУ «Теория и технология практической психологии» и «Профессиональный коучинг».

2008 – 2010– руководитель Ресурсного центра инклюзивного дошкольного образования «Детский сад для всех!»

2010 - 2016 руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

2016 Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ переименован в Научно-методический центр ИПИО МГППУ

2016 по настоящее время – руководитель НМЦ ИПИО МГППУ

Е.В.Самсонова проводит научно-практические исследования в области инклюзивного образования  в системе дошкольного, общего, дополнительного образования. Осуществляет научное руководство исследовательскими, методологическими проектами  в области инклюзивного образования г. Москвы с 2010 года.

Имеет научные труды, учебно-методические публикации по основным проблемам теории и практики российского инклюзивного образования (63 публикации).

основные публикации:

  1. Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе : методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / авт. колл. ; гл. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2020. — 176 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=399448 (дата обращения: 23.02.2021).
  2. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл. ; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – М. : МГППУ, 2020. ‒ 192с. — URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645
  3. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическоепособие / И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н.Кутепова ;под ред. Е.В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2017. – 173 с. – (20 лет вместе с детством (1997-2017)) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371369 . – 10,8 печ. л. – Экземпляр № 6328/3 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 978-5-94051-162-5.
  4. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования : методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / автор Д.В. Лубовский, И.Б. Умняшова, А.Ю. Шеманов, Н.Я. Семаго, Е.В. Самсонова. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. – 160 с. – (20 лет вместе с детством (1997-2017)) . – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371368 . – 10,1 печ. л. – Экземпляр № 6327/7 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 978-5-88687-234-7.
  5. Статья "Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной
    организации» (Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю.)  журнал "Психолого-педагогические исследования"№3-2021 https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n3/
  6. Статья «Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации» (Алехина С.В., Шеманов А.Ю., Самсонова
    Е.В., Мельник Ю.В.)  журнал "Психологическая наука и образование" 2021. Том. 26, № 5. С. 116–126 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n5/Alekhina_et_al.shtml

Репозиторий Psyjournals.ru: публикации на PsyJournals

SPIN РИНЦ: публикации в РИНЦ

выступления в СМИ


Телефон:   +7 (916) 524-25-46

E-mail:   grc.ipio@mail.ru