Программа профессиональной переподготовки
Нейропсихологические методы в логопедической практике
Программа профессиональной переподготовки направлена на формирование у студентов системных знаний о механизмах формирования и нарушений речевой деятельности, а также комплексных представлений о нейропсихологических методах профилактики и коррекции этих нарушений в логопедической практике
Дата начала занятий: 10.09.2025
Объем в часах: 324
Документ об образовании: диплом о профессиональной переподготовке
Стоимость обучения: 70 000 р.
Место проведения занятий: онлайн в формате видеоконференции с преподавателями
Записаться на обучение
Программа освещает вопросы:
Методологических основ нейропсихологии: основные направления, концепции и понятия нейропсихологии на современном этапе, области применения теоретических знаний нейропсихологии в логопедической практике.
Анатомии и физиологии ЦНС: роль нервной системы в жизнедеятельности человека, отделы нервной системы, этапы развития головного мозга человека.
Структурно-функциональной организации мозга: структурно-функциональная модель мозга, блоки мозга, нейропсихологические закономерности и особенности нормативного развития на разных возрастных этапах, проблема латерализации, межполушарное взаимодействие, функциональная асимметрия.
Нарушений развития высших психических функций (ВПФ): нейропсихологический подход к типологии отклонений, виды, причины и специфика нарушений ВПФ различной этиологии, симптомы нарушений ВПФ различного генеза.
Нейропсихологии речевой деятельности: базовые предпосылки и этапы формирования устной речи у ребенка в онтогенезе, факторы риска и причины нарушений и запаздывания речевого развития, функциональный состав письма и чтения, базовые предпосылки развития навыка письма и чтения, основные механизмы нарушения устной речи, письма и чтения. Виды нарушений письменной речи у младших школьников (дисграфия, дизорфоргафия, дислексия).
В ходе обучения Вы узнаете:
· Нейровизуализационные методы исследования мозга;
· Нейропсихологические методики исследования высших психических функций (ВПФ).
· Нейропсихологические методы исследования речевой сферы детей (устной и письменной речи).
· Особенности обследования плохо говорящего или неговорящего ребенка;
· Методы профилактики нарушений речевой деятельности;
· Техники и технологии восстановительного обучения;
· Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи (нейропсихологический, дефектологический, сенсомоторный подход).
· Компенсаторные технологии развития речи.
Актуальность реализации программы «Нейропсихологические методы в логопедической практике» обусловлена рядом взаимосвязанных причин:
· востребованность теоретических знаний и практических навыков в области нейропсихологии, связанная с ростом популярности нейропсихологического подхода в работе специалистов, имеющих базовое специальное (дефектологическое) образование с самыми разными категориями клиентов;
· потребность в углублении имеющихся знаний в области нейропсихологии у специалистов, имеющих базовое психологическое образование без специализации в области нейропсихологии;
· введение инклюзивного образования, что обуславливает востребованность специалистов с базовыми практическими навыками в области нейропсихологии.
Специфика программы: Весь курс имеет четко выраженную практико-ориентированную направленность. Процесс освоения теоретического лекционного программного материала каждого из модулей подкрепляется большим объемом практических и семинарских занятий. Слушатели программы переподготовки имеют возможность познакомиться с основными понятиями и положениями нейропсихологии, механизмами формирования и нарушений речевой деятельности.
Автор программы: Покровская Светлана Викторовна - кандидат психологических наук. Клинический психолог, нейропсихолог, психотерапевт, дефектолог-логопед. Действительный член Международной нейропсихологической ассоциации (INS) с 2004 г. Сертифицированный специалист в области арт-терапии, гештальт-терапии.
Преподавательский состав:
Рощина И.Ф., профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н., с.н.с.;
Давыдова Е.Ю., доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии, к.биол.н.
Горячева Т.Г., доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н.;
Каримулина Е.Г., доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н.;
Покровская С.В., доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н.;
Сергиенко А.А., доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н.;
Калантарова М.В., старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета Специальной и клинической психологии;
Бурдукова Ю.А., доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии, к.психол.н.
Цель реализации программы: формирование теоретических и практико-ориентированных компетенций в области речевого развития, а также профилактики и коррекции нарушений речевой деятельности с опорой на нейропсихологическую парадигму.
Программа адресована лицам, имеющим высшее психологическое, психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование.
Общая трудоемкость программы составляет 324 часа (9 зачетных единиц) и включает 2 модуля:
модуль 1 «Теоретические основы нейропсихологии в логопедической практике» (140 ч.) и модуль 2 «Прикладные аспекты нейропсихологии в логопедической практике» (184 ч.). Оба модуля реализуются в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий. Предусмотрен текущий контроль успеваемости, промежуточный контроль в форме экзамена в конце каждого модуля и итоговая аттестация в форме итогового экзамена. Сроки освоения программы – 5 месяцев.
Лекционные, семинарские и практические занятия проводятся в форме вебинаров с применением дистанционных технологий. Практика, промежуточный контроль могут проводиться в очном, смешанном (очное присутствие с онлайн-трансляцией) или дистанционном формате. Итоговый контроль проводится в очном формате.
Документ по итогам освоения программы: диплом о профессиональной переподготовке с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере нейропсихологии.
Расписание занятий: занятия дважды в неделю – среда с 18:00 до 21:10, суббота с 10:00 до 16:50 или 18:30.
Документы: копия паспорта (разворот с фото+прописка), копия документа/ов об образовании (высшее), 2 фотографии. Студенты предоставляют справку об обучении (диплом о профессиональной переподготовке будет выдан только после получения основного диплома об образовании).
Контактные данные куратора программы: Артемова Мария Михайловна
Тел.: (499) 256-86-35, (926) 094-23-40 (пн.-пт., 10:00-18:00).
Почта: artemovamm@mgppu.ru
С более подробной информацией о программе вы сможете ознакомиться здесь
В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.
Преподаватели
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология»
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, член редколлегии журнала «Клиническая и специальная психология»
Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (отдел гериатрической психиатрии, группа когнитивных расстройств и деменции)