Программа повышения квалификации

Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС

Цель реализации программы - совершенствование профессиональных компетенций по организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС.

Специалисты овладеют базовыми трудовыми действиями, умениями и знаниями, необходимыми для осуществления тьюторской деятельности по сопровождению обучающихся с РАС, освоят эффективные технологии, методы сопровождения детей с РАС.

Дата начала занятий: 03.06.2024

Объем в часах: 72

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения: 14 500 р.

Место проведения занятий: дистанционно

Записаться на обучение

Программа внесена в Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования. 

https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/3180

Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций (трудовых действия, умений и знаний) необходимых для осуществления тьюторской деятельности по сопровождению обучающихся РАС.

Программа раскрывает специфику работы тьютора в различных образовательных моделях, при реализации разных вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ, формирует представления о действующих моделях тьюторского сопровождения. Обучение по программе нацелено на овладение эффективными технологиями тьюторского сопровождения, применяющимися в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов. Спектр технологий включает методы структурированного обучения, визуальной поддержки, прикладного поведенческого анализа, методы альтернативной и поддерживающей коммуникации, натуралистические стратегии обучения, социальные истории и др. Особое внимание уделяется способам преодоления нежелательного поведения и формированию функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни. Овладение транслируемыми технологиями позволит результативно решать вопросы преодоления трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации обучающихся с РАС.

Все лекции, семинары, практические занятия ведут практикующие специалисты и учителя нашего Центра, работающие непосредственно с обучающимися с РАС. На занятиях Вы будете смотреть и разбирать видео-примеры из личных архивов наших специалистов. В ходе всего курса преподаватели используют наглядные материалы и иллюстрации: презентации, видео-ролики, дидактические материалы для работы с детьми.  

Занятия проводятся в дистанционном режиме в форме онлайн-вебинаров.

В ходе обучения Вы узнаете:

  • Каковы основные задачи и трудовые функции тьютора в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» и другими нормативными документами, регламентирующими   деятельность  тьютора в образовательной организации.

  • Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями.

  • Каковы особенности тьюторского сопровождения  детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы.

  • Каковы особенности организации тьюторского сопровождения  в различных образовательных  моделях: полная инклюзия, инклюзия с применением модели «Ресурсный класс»,  отдельный класс для детей с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями).

  • Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации.

  • Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор.

  • Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности.

  • Как преодолевать возникающие поведенческие,  социально-коммуникативные трудности  и трудности  обучения  ребёнка с РАС.

  • Какие методы, приёмы и способы тьюторского сопровождения применяются при организации дистанционного обучения.

  • Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС.

  • Какие методы, приёмы и способы работы используются в профессиональной деятельности тьютора и как они применяются:

-     метод структурированного обучения;

-     визуальная поддержка;

-     методы и техники, применяющиеся в рамках прикладного анализа поведения (АВА);

-     способы преодоления дезадаптивного поведения;

-     методы альтернативной коммуникации.

  • Как организовать взаимодействие тьютора с родителями

Категория слушателей,  включая требования к квалификации

Дополнительная профессиональная программа предназначена для повышения квалификации и тьюторов, учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и других специалистов, осуществляющих помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Для специалистов необходимо наличие высшего образования на уровне бакалавриата или специалитета.

Ребенок с аутизмом. Навстречу школе


График обучения: 03.06-14.06.2024

Программа состоит из трёх разделов/модулей. Методы обучения включают в себя лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу обучающихся.

На теоретических и практических занятиях используются образовательные технологии,  отражающие прикладной характер программы, а именно активные формы обучения: анализ конкретных ситуаций, тематическая дискуссия, решение практических задач и интерактивные формы, включая работу в малых группах и совместное выполнение заданий. При необходимости применяются технические средства обучения. Демонстрация материалов, защищенных авторских правом, происходит с соблюдением требований правообладателей в соответствии с законодательством РФ.

Контактные данные:

  • е-mail руководителя программы Хаустова Артура Валерьевича: arch2@mail.ru
  • Координатор курсов повышения квалификации от ФРЦ: Задорожная Мария Алексеевна тел. 8-916-251-35-42 (10.00-18.00 в рабочие дни по московскому времени),
    е-mail: zadorognayama@mgppu.ru
Екатерина
Уважаемые коллеги! Благодарю за интересный и очень полезный курс! Желаю успехов в дальнейшей работе! С нетерпением жду информацию о новых курсах!
Лилия
Все организовано на высоком уровне. Спасибо за ссылки на вебинары, очень удобно из-разницы во времени и работе. Информация подается достаточно понятно и доступно каждому слушателю. Рекомендую всем заинтересованным лицам, кто работает с детьми с РАС.
Татьяна
Я обучалась на курсах с 18 по 22 апреля. Курс очень интересный, насыщенный практическим материалом. Получила ответы на многие вопросы. Преподаватели очень компетентные, доброжелательные, интересно подают материал, рассматривают все наиболее часто встречающиеся ситуации. Большое всем спасибо. Не очень удобно было то, что занятия начинались с утра и длились весь день. Приходилось разрываться между работой и курсами (меня, например, никто от работы не отстранял). Да и такой объем информации к вечеру воспринимается тяжело. Но сами курсы очень интересные и полезные. Всем рекомендую их пройти.  Доступно преподносится теория, ничего лишнего, преподаватели дают рекомендации по дополнительной литературе, есть обратная связь. Большое спасибо!
Наталия
Четкость организации процесса обучения в дистанционном режиме, есть возможность получить качественную и интересную информацию не выезжая за пределы города. Огромное спасибо организаторам курсов за предоставленную возможность!
Инна Жеребненко
Курс достаточно информативен и затрагивает на мой взгляд весь спектр проблем обучения и воспитания  детей с РАС. Выражаю огромную благодарность специалистам за качественный и профессиональный  подход.
Матуленис Елена
Хотелось бы поблагодарить весь педагогический состав, который работал с нами на курсах "Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС". Выражаю свою признательность за Ваш плодотворный труд и желаю дальнейшего процветания и профессиональных побед.
Максим
Курсы 18.04.22-22.04.22. Хочу выразить благодарность организаторам и специалистам данного курса. Курсы помогли структурировать и систематизировать мне мои знания в области работы (обучения и воспитания) с детьми с РАС. Спикерам огромное спасибо за "человеческую" доступную речь. Рекомендую всем специалистам, кто так или иначе связан с процессом обучения детей с РАС, а так же, по моему мнению, родителям детей с РАС.
Наталья Юрьевна
Благодарю за насыщенные практическим материалом курс! Особенно ценно, что спикеры использовали интерактивные формы для включения слушателей, отвечали на вопросы и обсуждали многие моменты, которые очень важны для понимания нюансов в работе с детьми с РАС. Из ценного также нужно отметить разбор практических кейсов. Все спикеры высокопрофессиональные.
Дина
Являясь слушателем  курса, хочу отметить очень высокий уровень предлагаемых материалов, профессионализм всех педагогов и сотрудников, которые подготовили и провели данный курс. Огромное спасибо не только за теоретическую часть, но и практическую направленность , что очень нужно и важно.
Елена Гаврилова
Понравилось больше всего, что курсы реально помогают получить теоретические и практические знания по обучению детей с РАС. Из теории ничего лишнего, нет «воды», а есть конкретные знания по этому вопросу и показ, как работать и обучать детей с РАС. Понятно, что хотелось больше информации, но тот недельный дистанционный формат, что был представлен - проведен на отлично! Хотелось, чтобы дистанционное обучение в вашем центре сохранился. Ведь это так здорово, что столько педагогов может получить бесценный опыт и знания по этому вопросу, к кому и я причисляю себя.
Понравилась четкая работа методиста ФРЦ  Задорожной Марии Алексеевны. Спасибо большое! Огромное спасибо за интересные лекции и выступления всем спикерам, которые принимали участие в обучении педагогов. Благодарю Хаустова Артура Валерьевича, как директора ФРЦ за работу всего коллектива и за интересные лекции, который он нам читал.  Большое спасибо! Самое главное, что увидела я, что в вашем центре работают умные, интересные, креативные, любящие свою работу и детей люди!!!!!
      
Залима
Мы узнали очень много нужного для своей работы! Спасибо большое! Дальнейших успехов всем!
Елена
Достаточно много интересного и доступного методического материала, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Очень интересно построена схема проведения курсов, была возможность в свободное время просматривать интернет трансляции, что немало важно при плотном графике работы.
Елена
Обучалась на курсе с 6-17 декабря 2021 года. Отношу себя к высоко заинтересованным слушателям.. Курс длился с 6-10 декабря каждый день в форме онлайн вебинаров с лекторами. Лекторы это специалисты, которые работают непосредственно с детьми в школе ФРЦ. Хочется отменить, что школа иметь непосредственный опыт обучения по форме отдельных классов по программе 8.2 и 8.3.
Понравилось:
+ Специалисты искренне увлечены своей действительностью.
+ Наличие структуры программы.
+ Курс насыщенный, содержит много информации по многочисленным сферам обучения. Курс сильный и достойный.
После курса появилось  понимание процесса введения ребенка в класс, с чего и как нужно начинать этот процесс.
Мне не хватило информации по обучению ребенка с РАС, по введению его в обычную общеобразовательную школу и решений всех сопутствующих затруднений.
Хотелось бы еще информации по формированию гуманного отношения одноклассников,  педагогов к детям с РАС в общеобразовательных школах.
Мне было достаточно трудно смотреть вебинары в онлайн времени из-за разницы во времени (7 часов). Ссылка на вебинар приходила на следующий день. В связи с чем смотрела с опозданием и не имела возможности задать вопрос на вебинаре.
Не понравилось:
Нет возможности задать вопросы после курса, даже в первые дни. Куратор озвучила на последней лекции, что можно  присылать вопросы на ее электронную почту. Вопросы присылала, но ответы к сожалению не получала. Через месяц, после моего напоминания, мне ответили, что вопросы присылать нельзя.  Дали ссылку на форму, куда можно присылать. Но ответы к сожалению не получила.
Нина Андреева

Андреева Нина Викторовна

Я являлась слушателем курсов повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ. На курсах мне особенно понравилось то, что их содержание было достаточно ёмким, был преподнесён достаточно объёмный, полезный и информативный материал в чёткой, лаконичной, хорошо продуманной форме по особенно актуальной проблеме современной педагогики. Выступления каждого спикера были тщательно подготовлены, подкреплены презентациями и другими методическими материалами.

Особенно понравилась также организация проведения этих курсов в целом, в том числе в плане технического подкрепления. Отдельную благодарность хочется выразить организаторам и координатору программы Задорожной Марии Алексеевне. В ходе курсов они оперативно решали возникающие у слушателей проблемы. Мария Алексеевна чётко координировала работу в процессе курсов, с большим вниманием относилась к трудностям, вопросам слушателей, старалась найти выход во всех затруднениях и решениях проблемных вопросов, которых возникало достаточно много, как в плане организации и прослушивания курсов, так и в плане методической помощи.

Важным для меня было и то, что была возможность повторного просмотра лекций, предоставлялись презентации к докладам, методические материалы. Это позволило изучить материал, который не представилось возможным просмотреть при первом рассмотрении по разным причинам, а также помогло в полной мере освоить программу курса. Несмотря на дистанционный формат проведения курсов, удалось пообщаться со всеми участниками, обменяться опытом.

Большой интерес вызвало практически всё содержание курсов, поскольку проблема сопровождения, обучения, оказания коррекционной помощи детям с РАС является на сегодняшний момент особенно острой для многих педагогов, специалистов. Важными были сведения о нормативно-правовых, теоретических положениях, лежащих в основе организации методов, приёмов и подходов в развитии, воспитании и обучении детей с РАС, а также организации и методических аспектах деятельности тьютора. Эти аспекты хорошо были освещены в выступлениях Шумских Марины Алексеевны, директора ФРЦ РАС Хаустова Артура Валерьевича и других ведущих. Очень важными были пояснения к адаптированным образовательным программам, разработке индивидуальных программ коррекционной работы для детей.

Интересными и насыщенными были выступления каждого спикера. Ведущие предоставляли большой методический материал, подкреплённый важными теоретическими положениями, а также положениями современных эффективных подходов к организации обучения, развития и воспитания детей с РАС, таких как АВА-терапия и других. Много практически значимых аспектов пояснила Кистень Валентина Валерьевна. Особенно понравились разработанные авторами приёмы и подходы, такие как «полоса успешности», применение ковриков для оказания помощи в самоорганизации детям, испытывающим проблемы в ориентировке в пространстве, и другие. Очень интересным был освещённый в выступлениях опыт организации обучения детей с РАС в таком сложном для этой категории дистанционном формате. Интересными и полезными были выступления Рудневой Елены Владиславовны, Васильевой Алёны Вячеславовны. Они очень информативно представили такие важные для практиков темы, как адаптация и структурирование учебного пространства, использование подсказок и другие.

Свои выступления спикеры подкрепили видеоматериалами. Это позволило увидеть, как именно на практике реализуются методические приёмы и подходы к обучению детей с РАС. Ведущие предоставили разработанный ими методический материал, который очень ценен и полезен для специалистов, поскольку в этом существуют большие затруднения в связи с тем, что на данное время очень мало адаптированных учебных пособий для детей с РАС, а также с тем, что для этой категории необходим индивидуальный подход.

В ходе курсов у меня не возникло отрицательных впечатлений. Мне хотелось бы выступить с предложением о продолжении сотрудничества с федеральным ресурсным центром, насколько это возможно. Например, дальнейшее сотрудничество, методическая поддержка или даже руководство центра для регионов в рамках проблемы сопровождения детей с РАС.

Хотелось бы от всей души поблагодарить всех организаторов, ведущих за такие интересные и содержательные курсы. Они имеют большую ценность и практическую значимость для моей деятельности с детьми с такой категорией детей как дети с РАС, имеющими сложные дефекты и искажения развития, а следовательно, нуждающимися в организации особых образовательных условий, определённых подходах и методах в их обучении и развитии.

Ирина Николенко
Я первый год работаю с таким ребенком. Прошла переподготовку. Но ваши курсы открыли глаза на очень важные вещи. Спасибо огромное за Ваш труд. Здоровья и процветания все коллегам в этой нужном деле!
Татьяна
Понравился формат проведения курсов, обучались мы дистанционно, информация была достаточна разная, интересная и полезная.
Елена
Очень понравился курс, емкий, очень полезный именно тем, что помимо обсуждения проблем и особенностей, есть конкретные и очень понятные пути  решения, варианты работы, много практических советов и разбор жизненных ситуаций. Очень интересные спикеры, особенно интересно было слушать Артура Валерьевича (да простят меня все остальные тоже очень-очень интересные участники). Спасибо огромное! Всем удачи. Рекомендую, 100% нужный курс!
Лена
Хочется выразить огромную благодарность лектору - Береславской М.И. Её лекция, посвященная работе с родителями детей с РАС помогла мне в работе. Очень тактично была преподнесена эта непростая и щекотливая тема. Многие методы я уже смогла применить на практике!  Спасибо!
Людмила
Хочу выразить огромную благодарность за труд педагогов! Материалы курса, советы из практики от преподавателей незаменимы при работе с детьми. Спасибо!

Преподаватели

Павлова Юлия Борисовна
Павлова Юлия Борисовна

Должность: учитель-логопед