Программа повышения квалификации
Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС
Цель реализации программы - совершенствование профессиональных компетенций по организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС.
Специалисты овладеют базовыми трудовыми действиями, умениями и знаниями, необходимыми для осуществления тьюторской деятельности по сопровождению обучающихся с РАС, освоят эффективные технологии, методы сопровождения детей с РАС.

Дата начала занятий: 15.03.2021
Объем в часах: 72
Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации
Стоимость обучения за программу: 13 500 р.
Место проведения занятий: г. Москва, Кашенкин луг, д. 7 (м. ВДНХ)
Оферта на портале поставщиков 2.0 № 0386291-20
Записаться на обучениеПреподаватели

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Учитель-дефектолог, учитель начальных классов школьно-дошкольного отделения Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ).

Тьютор, педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Учитель начальных классов (вариант 8.4) Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Учитель – логопед Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ).

Руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ)

Учитель начальных классов в Федеральном Ресурсном Центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Педагог-психолог ФГБОУ ВО МГППУ ФРЦ
Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций по организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС
Обучение по программе позволит специалистам овладеть базовыми трудовыми действиями, умениями и знаниями, необходимыми для осуществления тьюторской деятельности по сопровождению обучающихся РАС, освоить эффективные технологии, методы сопровождения детей с РАС.
Все лекции, семинары, практические занятия ведут практикующие специалисты и учителя нашего Центра, работающие непосредственно с обучающимися с РАС. На занятиях Вы будете смотреть и разбирать видео-примеры из личных архивов наших специалистов. В ходе всего курса преподаватели используют наглядные материалы и иллюстрации: презентации, видео-ролики, дидактические материалы для работы с детьми.
В ходе обучения Вы узнаете:
- Каковы основные задачи и трудовые функции тьютора в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность тьютора в образовательной организации.
- Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями.
- Каковы особенности тьюторского сопровождения детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы.
- Каковы особенности организации тьюторского сопровождения в различных образовательных моделях: полная инклюзия, инклюзия с применением модели «Ресурсный класс», отдельный класс для детей с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями).
- Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации.
- Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор.
- Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности.
- Как преодолевать возникающие поведенческие, социально-коммуникативные трудности и трудности обучения ребёнка с РАС.
- Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС.
- Какие методы, приёмы и способы работы используются в профессиональной деятельности тьютора и как они применяются:
- метод структурированного обучения;
- визуальная поддержка;
- методы и техники, применяющиеся в рамках прикладного анализа поведения (АВА);
- способы преодоления дезадаптивного поведения;
- методы альтернативной коммуникации.
- Как организовать взаимодействие тьютора с родителями.
Основная категория слушателей – тьюторы, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги и другие специалисты, осуществляющие образовательную деятельность и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Для специалистов необходимо наличие высшего образования на уровне бакалавриата или специалитета.
По данной программе могут обучаться и родители, воспитывающие детей с РАС. Для данной категории обучающихся требований к уровню образования нет.
Ребенок с аутизмом. Навстречу школе
Занятия проводятся в очной форме, в том числе в дистанционном режиме в форме вебинаров. Обучение в очной форме проводится на базе ФРЦ или с выездом в регион или организацию, на базе которой организуется обучение.
Программа состоит из пяти разделов/модулей, каждый из которых реализуется в очной форме. Методы обучения включают в себя лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу обучающихся.
На теоретических и практических занятиях используются образовательные технологии, отражающие специфику программы, а именно активные формы обучения: анализ конкретных ситуаций, тематическая дискуссия, решение практических задач и интерактивные формы, включая работу в малых группах и совместное выполнение заданий. При необходимости применяются технические средства обучения. Демонстрация материалов, защищенных авторских правом, происходит с соблюдением требований правообладателей в соответствии с законодательством РФ.
Расписание 16.11.20 – 20.11.20
«Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»
Даты и время проведения:
Даты |
Время проведения. |
16.11.2020 |
13.50 – 20.15 |
17.11.2020 |
14.00 – 20.20 |
18.11.2020 |
14.00 – 20.20 |
19.11.2020 |
14.00 –20.20 |
20.11.2020 |
14.00 – 19.20 |
Расписание занятий:
Время |
Тема лекции, семинара, мастер-класса, практического занятия |
16.11.2020 Понедельник |
|
13:50 – 14:00 |
Регистрация. Организационные мероприятия. |
14:00 – 15:30 |
Особенности детей с РАС |
15:35 – 17:05 |
Понятие и нормативно-правовая база тьюторской деятельности в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ |
17:10 – 18:40 |
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС |
18:45 –20:15 |
Создание специальных образовательных условий |
17.11.2020 Вторник |
|
14:00 – 15:30 |
Вариативные модели организации обучения детей с РАС |
15:40 – 17:10 |
Организация психолого-педагогического сопровождения |
17:15 – 18:45 |
Организация взаимодействия тьютора с родителями детей с РАС |
18:50 – 20:20 |
Организационные основы деятельности тьютора |
18.11.2020 Среда |
|
14:00 – 16:15 |
Организация тьюторского сопровождения на уроке |
16:30 – 18:45 |
Адаптация и структурирование учебной среды, использование визуальной поддержки |
18:50 – 20:20 |
Повышение мотивации к учебной деятельности, формирование учебного поведения |
19.11.2020 Четверг |
|
14:00 – 16:15 |
Технологии использования подсказок при формировании новых навыков |
16:20 – 17:50 |
Применение методов и приемов прикладного анализа поведения с целью коррекции дезадаптивного поведения |
18:00 – 19:30 |
Применение методов и приемов прикладного анализа поведения с целью коррекции дезадаптивного поведения |
19:35 – 21:05 |
Особенности реализации различных вариантов АООП НОО обучающихся с РАС |
20.11.2020 Пятница |
|
14:00 – 15:30 |
Организация тьюторского сопровождения в ходе внеурочной деятельности и режимных моментов |
15:30 – 16:15 |
Организация тьюторского сопровождения в ходе внеурочной деятельности и режимных моментов |
16:20 – 17:05 |
Методы формирования коммуникативных и социальных навыков у детей с РАС (PECS) |
17:05 – 19:20 |
Методы формирования коммуникативных и социальных навыков у детей с РАС |
Контактные данные:
- е-mail руководителя программы Хаустова Артура Валерьевича: arch2@mail.ru
- Координатор курсов повышения квалификации от ФРЦ: Задорожная Мария Алексеевна тел. 8-916-251-35-42 (10.00-18.00 в рабочие дни по московскому времени),
е-mail: zadorognayama@mgppu.ru
Андреева Нина Викторовна
Я являлась слушателем курсов повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ. На курсах мне особенно понравилось то, что их содержание было достаточно ёмким, был преподнесён достаточно объёмный, полезный и информативный материал в чёткой, лаконичной, хорошо продуманной форме по особенно актуальной проблеме современной педагогики. Выступления каждого спикера были тщательно подготовлены, подкреплены презентациями и другими методическими материалами.Особенно понравилась также организация проведения этих курсов в целом, в том числе в плане технического подкрепления. Отдельную благодарность хочется выразить организаторам и координатору программы Задорожной Марии Алексеевне. В ходе курсов они оперативно решали возникающие у слушателей проблемы. Мария Алексеевна чётко координировала работу в процессе курсов, с большим вниманием относилась к трудностям, вопросам слушателей, старалась найти выход во всех затруднениях и решениях проблемных вопросов, которых возникало достаточно много, как в плане организации и прослушивания курсов, так и в плане методической помощи.
Важным для меня было и то, что была возможность повторного просмотра лекций, предоставлялись презентации к докладам, методические материалы. Это позволило изучить материал, который не представилось возможным просмотреть при первом рассмотрении по разным причинам, а также помогло в полной мере освоить программу курса. Несмотря на дистанционный формат проведения курсов, удалось пообщаться со всеми участниками, обменяться опытом.
Большой интерес вызвало практически всё содержание курсов, поскольку проблема сопровождения, обучения, оказания коррекционной помощи детям с РАС является на сегодняшний момент особенно острой для многих педагогов, специалистов. Важными были сведения о нормативно-правовых, теоретических положениях, лежащих в основе организации методов, приёмов и подходов в развитии, воспитании и обучении детей с РАС, а также организации и методических аспектах деятельности тьютора. Эти аспекты хорошо были освещены в выступлениях Шумских Марины Алексеевны, директора ФРЦ РАС Хаустова Артура Валерьевича и других ведущих. Очень важными были пояснения к адаптированным образовательным программам, разработке индивидуальных программ коррекционной работы для детей.
Интересными и насыщенными были выступления каждого спикера. Ведущие предоставляли большой методический материал, подкреплённый важными теоретическими положениями, а также положениями современных эффективных подходов к организации обучения, развития и воспитания детей с РАС, таких как АВА-терапия и других. Много практически значимых аспектов пояснила Кистень Валентина Валерьевна. Особенно понравились разработанные авторами приёмы и подходы, такие как «полоса успешности», применение ковриков для оказания помощи в самоорганизации детям, испытывающим проблемы в ориентировке в пространстве, и другие. Очень интересным был освещённый в выступлениях опыт организации обучения детей с РАС в таком сложном для этой категории дистанционном формате. Интересными и полезными были выступления Рудневой Елены Владиславовны, Васильевой Алёны Вячеславовны. Они очень информативно представили такие важные для практиков темы, как адаптация и структурирование учебного пространства, использование подсказок и другие.
Свои выступления спикеры подкрепили видеоматериалами. Это позволило увидеть, как именно на практике реализуются методические приёмы и подходы к обучению детей с РАС. Ведущие предоставили разработанный ими методический материал, который очень ценен и полезен для специалистов, поскольку в этом существуют большие затруднения в связи с тем, что на данное время очень мало адаптированных учебных пособий для детей с РАС, а также с тем, что для этой категории необходим индивидуальный подход.
В ходе курсов у меня не возникло отрицательных впечатлений. Мне хотелось бы выступить с предложением о продолжении сотрудничества с федеральным ресурсным центром, насколько это возможно. Например, дальнейшее сотрудничество, методическая поддержка или даже руководство центра для регионов в рамках проблемы сопровождения детей с РАС.
Хотелось бы от всей души поблагодарить всех организаторов, ведущих за такие интересные и содержательные курсы. Они имеют большую ценность и практическую значимость для моей деятельности с детьми с такой категорией детей как дети с РАС, имеющими сложные дефекты и искажения развития, а следовательно, нуждающимися в организации особых образовательных условий, определённых подходах и методах в их обучении и развитии.